Школа старинного танца

В библиотеке Академии наук, попросту в БАНе, была найдена одна примечательная книга. Ее автор - Худеков С.Н. Безусловно, это очень образованный и интересный человек, сумевший собрать практически все, что на начало XIX века было известно об истории танца. Использовались архивы парижских и итальянских опер, трактаты итальянских и французских хореографов, которые, судя по всему, автор читал в оригинале, поскольку он иногда упоминает, что та или иная книга стоит на полке в его библиотеке или была подарена тем-то и тем-то…

Издавался четырехтомник “История танца” с 1913 по 1916 - по одной книге в год. И что это за книги! Мечта любого интересующегося танцами! Формат А4, очень богатое издание с шикарными иллюстрациями (цветные вклейки, фото, рисунки, гравюры и пр.). К сожалению, четвертый том утерян, но даже три книги по 600 страниц каждая представляют собой неисчерпаемый кладезь информации. К сожалению, мы пока не можем, подобно Библиотеке Конгресса США, организовывать масштабные мультимедийные проекты по выкладыванию в сети русскоязычных источников по истории танца, поэтому мне просто пришлось конспектировать наиболее интересные и редкие, по моему мнению, моменты. Данная статья представляет собой реферат по книге Худякова с незначительными моими добавлениями в тех местах, где информация была записана слишком конспективно. Этот материал будет полезен всем, пытающимся систематизировать знания об эволюции европейского танца. Все цитаты взяты из “Истории танца”, ссылки на страницы в конце текста.

Мне кажется, что изучение старинных танцев следует начинать именно с обзорных статьей, чтобы представлять себе целостную картину - какие танцы где и когда появлялись, кем перенимались, какую специфику имели, как изменялись с течением времени. Наш каталог танцев далеко не полон, и тяжело на основе вступительных статей к каждому периоду разобраться во всех тонкостях европейской истории танца.

“материалом служила наша библиотека, заключающая в себе почти все, что с 15 века было напечатано по части хореографии, кроме того, мы широко пользовались архивом парижской “Grand opera”.

Большой раздел книги посвящен танцам средневековья. Мы знаем всего четыре композиции - кантиги “Stella splendens” и “Cuncti simus” и реконструкции по фрескам и описаниям в литургических книгах танца смерти (”Ad mortem festinamus”) и импровизационной эстампиды, танцевавшейся по особому канону с повторяющимися частями куплетов и припевов. Окончание “-да” скорее всего современного питерского происхождения. В средневековье эта музыкальная форма называлась эстампи, так она пишется и сейчас. Таким образом, в Питере под музыку эстампи танцуют танец эстампида.

Но как оказалось, средневековье далеко не ограничивалось католическими танцами. Худеков выделяет пять видов танцевального искусства в этот период борьбы церкви за отрицание телесного начала в человеке.

1) Праздник шутов. Чем-то сходен с русским скоморошеством.

2) Пляска св. Витта. Известная нам болезнь с припадками бешеных движений и верчений берет, оказывается, свое начало из глубин фанатичного средневековья. Раньше она называлась пляской св. Иоанна и связывалась с чумой и Ивановым днем. Вообще чума накладывает особый отпечаток на жизнь средневековья. Повторяющиеся раз в десятилетие эпидемии, уносящие тысячи жизней, заставляли считать каждый день последним, отчего умонастроения, особенно в городах, где опасность чумы была выше, носили весьма истеричный характер.

” В одном Кельне насчитывалось более пятисот больных, у которых эта болезнь продолжалась 16 недель”, “век плясомании, порожденной расстройством нервной системы, и вызвавшей массовую истерию и эпилепсию”1.

Король Португалии дон Педро выходил по ночам из своего замка и танцевал. Все встречающие его подданные начинали плясать вместе с ним, и к утру это перерастало в общую бешеную пляску… Что это? Реакция на церковные запреты и ограничения? Желание жить? Попытка хоть немного забыться, уйти от хлопот, ответственности, бед и болезней? Не забывайте, что в средневековье понятия прошлого, настоящего и будущего были весьма расплывчаты, равно как и граница между миром живых и мертвых. Люди жили в ожидании вечной жизни, соединения с умершими близкими, райского блаженства - и это на фоне черной нищеты.

Сродни этому кликушество в России; тарантизм в Италии. Чума 1347 - 1350 г.г. породила тысячи полубезумных людей, бродящих по дорогам и скачущих в бешеном ритме, пока не упадут в изнеможении на землю (помните наш ” танец смерти”? ).

3) Танец христовых невест

4) Остатки языческих обрядов (тому яркий пример - хороводы и кароли; танцы с четким рисунком, носившие заклинательный характер; видимо, именно на их основе возникли церковные танцы, как удовлетворение потребности народа в движении)

5) Собственно католические танцы (Худеков дает подробное описание танца смерти и его истории, с гравюрами)

“в средние века о Франции и Германии говорили, будто в этих странах занимаются только одними танцами”2 - это во время официального запрета церковью танцев за их непристойность!

Но в городах “все цеха имели даже специально построенные ими около ратуши “танцевальные дома”3. Многие цеха обладали своими цеховыми танцами: Bttlertanz, Bogentanz - танец с гирляндами и танец мечей.

Бондарный цех в Мюнхене с XIII века имел присвоенные ему танцы, как самый старейший цех. Раз в семь лет можно было исполнять свои танцы на мюнхенских улицах. Возникший в XIII веке “танец с обручами и гирляндами” танцуется до сих пор!

В Германии парные танцы преследовались, хотя именно в этой стране они получили наибольшее распространение в то время. Обычно немецкий бал открывали танцем-процессией (”процессии в крови у германской расы”). Необходимую принадлежность чопорных, салонных танцев в Германии почти всегда составлял заключительный поцелуй. Собственно, как пишет Худеков, германцы танцевали эти скучные (но, вероятно, разрешенные церковью) танцы исключительно из-за поцелуя в конце, которому уделялось внимания гораздо больше, чем танцу… Заканчивался бал на протяжении веков танцем Dreher или Schmoller, возникшим в 1404 году.”Участвующие становились друг к другу спинами и с выражением горя от предстоящей разлуки расходились по домам. Этим танцем заканчивались вообще все праздники, как свадебные, так и даваемые по разным случаям”4.

В XII веке придворные стали пренебрегать народными танцами. Уже с XIII века во французской Лотарингии давались куртуазные балы, задававшие вместе с Тюрингенским дворцом (Германия) тон остальным дворам.

Танцы в то время давались после турниров, на которых дамы вели себя более чем кровожадно… Их плавный характер, присущий всем бассдансам, объясняется тем, что “считалось непристойным, чтобы женщина делала какие-либо быстрые движения; а без них всякий танец терял смысл”5.

Одним из самых распространенных был танец с факелами (факел считался атрибутом Гименея). Отголоски этого обычая можно найти и в петровской России, где Петр I ввел привезенный из Европы свадебный танец с факелами…

Кавалер танцевал с дамой не по своему личному выбору, а по строгому иерархическому этикету. В XVIII веке в России во время польского было точно также… И даже веком позже места на контрдансы при дворе расписывались заранее и показывали, на какой ступени придворной лестницы стоит тот или иной танцор.

Бассдансы появились в XIII веке. В то время балы состояли из двух частей: маскарады и entremts - “выходы”, как говорим мы сейчас, “постановочная часть”.

Обычно их устраивали короли: процессии Филиппа Красивого; 1461, Париж - обнаженные сирены Людовика XI.

В первые века христианства мужчины и женщины танцевали врозь или же, соединившись в хороводы, они танцевали различно.

В 1570 году основным мотивом танца, как видно из учебника Арены, становится любовь. Названия танцев: “Большое горе”, “Цветы красоты”, “Моя любовь”, “Я иду, мой друг”, - говорят сами за себя.

Танцы было принято делить на три части: бассданс, ретур ( возврат), турдион. Кстати, известное движение “континенца” ранее называлось “конгедиум”, прощание, и ставилось в конце танца связкой R c ( риверенца - континенца).

“Рабле в V книге Гаргантюа и Пантагрюэль приводит список 178 двойных бранлей, которые в его время исполнялись на балах. Каждый из этих бранлей имел свое специальное название, соответствовавшее, вероятно, духу и характеру танца. Встречаются очень оригинальные названия: “Семь лиц”, “сожаление ягненка”, “Что сделалось с моей милой”, ” не знаю, почему”, “они обманули”, “она отвернулась”6…

Уже в XV веке исполнялись известные нам павана и гальярда, хоть пика своей популярности они достигли в XVI. Под музыку паваны шли многие церковные процессии…

В XV веке начинается расцвет танцевальной культуры и - письменности. Guglielmo Ebreo, “Trattato di ballo”. Книга, содержащая 17 бассдансов (Reale, Miniotta. Cupido, Pazienta, танцы Козимо Медичи - Venus, Zauro) и балло (на 2, 3 и 4 человек) - Grazioza, Collonese, Ducheso, Jugrata (автор - Санбор Доминико).

Далее в 1416 году герцогиня Савойская Маргарита издала в Брюсселе трактат по бассдансам: на черном пергаменте золотыми и серебряными буквами.

Танцы того времени путешествуют по Европе. Итальянские бассдансы назывались пасса-меццо. Торжественные поклоны идут из Испании в Италию, Францию и затем по остальной Европе. Неизменными остаются лишь итальянские Riverenza и Continenza…

Многие танцы похожи на фениксов: алеманду Худеков называет одним из самых древних медленных танцев (по современным источникам немецкие алеманды относят к XVI веку), возникших в Германии. В Испании этот танец, оказывается, танцевали с XII века, а к XVI она уже исчезла, вновь возродившись во Франции во времена барокко.

В XVII веке вышел из обихода танец куранта: исполнялся вдвоем и с легкой припрыжкой. Существовали Courante Simple и Courante figuree, являвшаяся прототипом менуэта. Танец родился или во Франции, или в Италии и в переводе значит “течение воды”. Курантой начинали все танцевальные вечера.

До XIV века на балах танцевали мавританский и канарийский (позднее, с XVII века, шаком) танцы. Мориска появилась в Испании и Англии и была необходимой принадлежностью каждого праздника. В Испании танец мавров плясался с бубенчиками. Во Франции этот танец был популярен до половины XVI века.

До XV века Мориска была очень популярна в Англии. Она упоминается у Шекспира в пьесах “Яков I”, “Генрих IV”. Существовал Morris Dance в Герфордшире, оригинальный английский или сходный с испанским танец. Раннеанглийские народные танцы были связаны с 1 мая и обычаем празднования майского дерева. Многие танцы носят сходные названия: Maid Marian, невеста Робин Гуда, царица мая…

“XVI век составил крупную эпоху в истории хореографии”7. Воскрешение античного мира сделало танец одною из форм прекрасного в действии.

В 1518 “Suppostiti” Ариоста исполнялись в Ватикане и были украшены хореографическими интермедиями. Папы Сикст IV, Александр VI и Лев X открыто покровительствовали искусствам, а в их числе и хореографии. Церковный запрет на танцы был снят. Только мужчинам, завернутым в плащ, и дамам, прикрытым шарфом, разрешалось не принимать участия в танце.

Известная Лукреция Борждиа, дочь Александра VI, нередко танцевала перед отцом. Осталось много картин на эту тему.

XV - XVI века называют итальянским периодом развития хореографии. Один из итальянских дожей, Лоренцо Медичи, сам писал музыку и танцы…

Это золотой век женщины, она становится душой общества.

Образовывались танцевальные школы, появилась профессия танцмейстера.

Еще один пример согласия церкви и танца: усовершенствованные бассдансы нередко танцевали под мелодии псалмов, например, под торжественный 129 псалм Давидов.

В 1605 году Негри по прозвищу Тромбони выпустил самоучитель танцев плюс список обучавшихся у него кавалеров и дам.

“Из рекламы Негри:

1) Франческо Леньямо, в Милане, славен своей грацией и легкостью; учитель императора Карла V и нашего державного короля Филиппа II

2) Пьетро Мартире известен своими прекрасными изобретениями и “светлым” исполнением гальярды

3) Лудовик Палуэлло - преподаватель короля Франции Генриха II, чудодейственный танцовщик, благодаря легкости своих ног

4) Лучио Романо содержит школы в Риме и Неаполе, обе процветают. Превосходно обучает танцевать гальярду и много сам сочиняет

5) Пьетро Фебианино обучает танцам и грациозным манерам благородных и знатных дам в Милане и Генуе

6) Фабрицио Карозо славен своей “belissimo” книгою, где превосходно объяснены танцы и приложены рисунки, из которых, прибавим от себя, добрую половину сам Негри не постеснялся фотографически точно переснять в своем издании о танцах”8.

“Происхождение корня “bal”, во многих языках обозначающего танцы, вероятно, идет от слова ball - мяч. Раньше игра в мяч была танцем…”9

Возвращаясь к германским танцам XVI века, хочется подчеркнуть отношение немцев к этим праздникам. Так они описывали балы: “присутствовали их княжеские милости”, “присутствовавшие дамы были красивы, они говорили хорошие слова”10, а кавалеры во время танцев прижимали их близко к сердцу. Такова была картина тогдашних балов.

Всюду танцевались гальярда, пассо-меццо, ряд английских придворных танцев, куранта, королевская вольта.

При Франциске I были изобретены вязаные из ниток чулки. Дамы сразу смекнули, как можно показать свои красивые ножки -и возник ряд новых танцевальных элементов. Модными при дворах стали платья по колено, так называемый “наряд нимфы”, в которых дамы выступали в дворцовых постановках.

“XVI век - эпоха, когда искусство нравиться женщинам составляло культ”11.

Во Франции непревзойденной танцовщицей считалась Маргарита Валуа. Она танцевала очень грациозно, и иностранные послы говорили, что никто лучше нее не исполняет павану. Тогда и произошла смена придворных танцев во Франции на итальянские - их привезла Екатерина Медичи.

Также из Италии в то время пришел обычай дарить подарки во время танцев. Король и королева одаривали придворных.

В 1581 году был поставлен первый балет. Бальтазарини, “Цирцея и нимфы”…

Балеты ставились самими придворными. Занятость в балетах означала повышение или понижение по службе.

“В ту эпоху вошло в обычай, что после балетов, в которых участвовал очень смешанный персонал, обязательно следовал бал, с участием исключительно одного придворного общества, исполнявшего почти те же танцы, что и в балетах”12.

“вошло в обычай после довольно скучной паваны (родина паваны до сих пор точно не определена, хотя известно, что музыка паваны завезена из Испании) тотчас же танцевать гальярду, которая, благодаря легкости своих движений, оживляла танцоров, приводя их в веселое настроение духа”13.

Появились и возникшие во Флоренции конские балеты, требовавшие большой муштры и огромных пространств. Некоторое время лошадей можно было видеть и на сценах обычных театров.

Любимыми темами для придворных балетов были часы и стихии. С 1608 года в балетах появляются многочисленные амуры. Это также один из признаков Возрождения древнего мира. На долгое время темами танцев станут сюжеты античных мифов.

Многие танцы с XV века танцевались в нескольких вариантах со своими названиями. Например, танец Mignot существовал в 50 интерпретациях - Rele, Lupido, Pellegrina, Princhipessa (автор - Корназано).

Среди балли такими двойниками были Giocosa, Gelosia, Ingrata, Gratiosa.

Период XVI - начала XVII веков характеризуется огромным количеством танцев. Даже общеизвестные композиции танцевались каждым танцором на свой лад, с добавлением “украшений” - множеством мелких движений, прыжкой, выносов, каприолей - кто во что горазд. Именно эти “украшения”, по мнению учителей танца, определяли искусность танцора.

Эти сто лет развивались изящество, систематичность танца и …гальярды. Гальярда была общеизвестным танцем, и красиво, легко исполнять гальярду значило быть хорошим танцором и хорошим придворным.

Существует три трактата того времени, во многом определивших развитие хореографии.

Это 1) Карозо. 1581. Труд, посвященный Бьянке Капелло Медичи. Собственно, каждый из описанных танцев посвящен какой-либо знатной синьоре. Карозо много пишет о continenza - осанка, умение держаться красиво при спокойном положении корпуса. Карозо приводит 25 высоких движений (Alti).

2) Негри из Милана, 1602. “Le gratie d’Amore”. 3 трактата. Посвящены Филиппу III, королю Испании. В конце труда указаны более 500 фамилий танцоров. Приводит 50 родов прыжковых движений (”украшений”), например, schisciata - скользить вперед каблуком и обратно носком. Мелодии, приводимые Негри, гораздо интереснее музыки Карозо.

3) Туано Арбо. Настоящее имя Табуро Жекань, урожденный Дижона (1519). В 1574 году стал каноником. В 69 лет выпустил трактат “Орхезография”. Приводит ряд высоких танцев (напоминаю, низкие танцы - это бассдансы): гальярда, бакана, турдион, мареска, вольта, бранли.

Гальярда - танец чисто итальянского происхождения. Также ее называли romana, romanesque. Студенты обязательно исполняли гальярду на всех своих праздниках. “Сначала поднимали левую ногу…”14 Капризный танец. В чистом, первоначальном виде, практически не исполнялся.

Существовали римская, миланская, лионская гальярды.

Из-за многообразия вариантов каденца часто делалась не на 6, а на 12 такте. Гальярда исполнялась со шляпой и шпагой. Часто устраивались танцевальные турниры.

Турдион - “не мог удержаться благодаря дикости обязательно судорожных движений при исполнении”15.

Бранль со свечой - любимый танец Маргариты Валуа.

Бурре - при Екатерине Медичи стал придворным танцем. Был не слишком изящным, поэтому не прижился.

В 1661 году в Париже была основана Академия танца. С этого момента ведет свое начало “официальная” история балета. Людовик XIV, живший в 1643 - 1715 годах, был большим поклонником танца…

С XVII века законодательницей танцев становится Франция. Но лучшими учителями в Париже были итальянцы.

Но это уже совсем другая история. Мы предпочитаем считать, что “Виланелла” специализируется на периоде XIII - XVII веков, и барокко захватываем совсем немного, в курсе общего развития. Однако в конце XVII века танец перестает быть достоянием придворных танцоров, обучавшихся хитрыми движениям с малых лет, и в Англии появляются контрдансы, простые танцы с четкой структурой, подсмотренные знатью у английских крестьян и измененные под дворцовые нужды.

Вы можете оставить комментарий или подписаться на ленту ответов и получать все новые сообщения через RSS.

Комментарии

Комментариев нет.

Оставить комментарий

(обязательно)

(обязательно)


Введите эти символы: